Путешествия

Путешествие в Индию. Часть 1. Дели

В эти новогодние каникулы мы побывали в Индии. Путешествие получилось очень насыщенным и позволило полностью переключить мозги. В Индию я ехала в первую очередь именно за этим – за кардинальной сменой картины и возможностью иначе посмотреть на жизнь, а уже во вторую очередь за отдыхом.

Почему Индия?

С недавних пор я часто думала о ней. На карте мира есть много больших и малых фигур с неровными извилистыми контурами, каждая со своим неповторимым именем и судьбой. А этот зеленый треугольник (или вытянутый квадрат) манил меня обещанием какого-то нового знания… Поиск понимания того, что происходит в мире, стремление сохранять внутреннюю стабильность во внешнем хаосе, желание посмотреть на жизнь другими глазами, пошатнуть привычный образ мыслей – наверное, все это и привело меня в Индию. Мне нужен был шаг в сторону, другой ракурс.

Все, что я раньше знала об Индии, было так интересно и заманчиво. Родина Будды и Ганди, страна йоги и вегетарианства, чайных плантаций, коров, слонов и тигров, древних храмов, богатых дворцов и трущоб, роскоши и нищеты, драгоценных камней и мусора. И еще в воображении жили образы индийских девушек и английских солдат, и ощущение изнуряющей духоты индийской ночи из рассказов Киплинга… И благодаря этому ощущению я даже не посмотрела прогноз погоды, когда мы вылетали в Дели. А там было всего +15. Оказывается, в Индии тоже бывает холодно.

ДЕЛИ

И вот, вечером первого дня мы пошли знакомиться с Дели. Решили начать с ближайшей к нашему отелю достопримечательности — большого сикхского храма Гурудвара Бангла Сахиб. На ресепшн спросили, как к нему пройти. Нам указали дорогу рукой: в ту сторону идти небезопасно, идите в другую сторону. Это немного насторожило. Вынырнув из безопасной утробы отеля в ночной город, мы сразу попали в людское море, которое шумно сворачивало свои дневные дела: торговцы собирали разложенные товары и тут же ложились рядом с ними спать, кто-то отдыхал, сидя на обочинах и тротуарах, бездомные укладывались под деревьями, кутаясь в тряпки и полиэтилен, кое-где загорались костры. Кругом горели вывески, реклама, фонари. Дневные запахи сгущались и неприятно оседали к земле. Уже на подступах к храму Бангла Сахиб мы увидели его торжественное освещение и громкий плачущий голос молитвы, который показался даже жутковатым сначала. Храм очень большой, белый, красивый. Он был полон людей. К сожалению, мы не зашли внутрь, потому что нужно было снимать обувь и идти по холодному каменному полу, а так как мы оба прилетели в отпуск с температурой и заложенными носами, то решили не добавлять себе проблем. Мы прошлись вдоль забора, заглянули везде, куда хватало взгляда, и пошли обратно к отелю. Ночь окончательно опустилась на город, и теперь уже мы пробирались сквозь спящих на асфальте людей, стариков и младенцев, между которыми изредка пробегали крысы, собаки и маленькие обезьянки.

Первое впечатление от города было не очень приятным.

Наутро в лобби отеля нас ждал гид, заранее найденный через индийское турагентство. На чистой тойоте с кондиционером мы поехали осматривать город. Дели состоит из старой части — Old Delhi, которой 5 тысяч лет (!), и современной части, которую построили англичане в начале ХХ века, перенеся центр своего колониального правления из Калькутты. Старый Дели – это настоящая сказка востока со всеми ее прелестями и ужасами… это просто другой мир, в котором, наверное, за эти тысячи лет не многое изменилось.

delhi (6) delhi (4)
delhi (3) delhi (5)

Самые первые впечатления от встречи с утренним Дели стали и самыми яркими.

МЕЧЕТЬ ДЖАМА МАСДЖИТ

Мечеть Джама Масджит поразила меня своей умиротворенной красотой. Солнечный свет пробивался сквозь непрозрачный густой воздух и как будто киселем обволакивал большую площадь мечети – в нем четко прорисовывались узорчатые резные арки и силуэты. Глаз стремился к черно-белому восприятию, но цвета мягко окрашивали этот кисель. Стаи голубей и дети-попрошайки облюбовали это место. Стоило один раз проигнорировать такого ребенка и больше никто к нам не подходил. Для меня это самый болезненный момент в азиатских путешествиях: сердце сжимается от жалости и хочется поскорее дать что-нибудь этим детям, калекам, нищим. Но по опыту знаю, что делать этого нельзя, иначе придется уносить ноги от всей толпы, а к чувству жалости добавится еще и досада.

delhi (11)
delhi (12)
delhi (13)
delhi (10)
delhi (14)

ГРАНД БАЗАР

А за забором мечети просыпался Гранд Базар. Мы проехались по нему на рикше и это было чудесно! Базар очень большой, фактически это целый район Старого Дели, в нем много секторов – в каждом торгуют какой-то категорией товаров. Конечно же, наш гид завез нас в лавку с чаем и специями. Все гиды во всех странах одинаково стараются заработать на своих клиентах. Конечно же, мы знаем, что в лавке работают его друганы, и что он получит от них комиссионные за то, что привел туристов. По уверениям гида, лучше все покупать здесь, на Гранд Базаре, так как в Дели все дешевле, чем в остальной Индии, даже бензин. Проверять этот факт мы бы все равно не стали, поэтому купили здесь немного специй и масала-чая. Мы исследуем мир и радуемся новым встречам и открытиям, а эти люди радуются своим небольшим заработкам. Пусть всем будет хорошо))

delhi (15)
delhi (23)
delhi (25)
delhi (19)

Еще гид рассказал нам, что население Дели составляет 18 млн человек (что сопоставимо с Москвой). А транспорта всех видов в городе, от рикш до автомобилей – половина от этой цифры. Проблему пробок власти решают так: один день разрешено ездить транспортным средствам с четными номерами, другой день – с нечетными. Часть населения приветствует эти меры, часть недовольна. Прямо как в Москве с платными парковками. Права можно получить по достижении 21 года и после сдачи экзамена, а с недавнего времени ввели ограничение – на права могут рассчитывать только те, кто окончил школу. По словам гида, 22% населения безграмотны (википедия говорит, что намного больше), а за чертой бедности живут 40%. «А власти как-то пытаются исправить ситуацию?» — спрашиваю. «Пытаются — говорит, — но коррупция не дает». Эх, что же это за болезнь такая, которая никого не щадит… Потом, проезжая мимо городской больницы, мы увидели длинную очередь вдоль дороги – люди стояли с пустыми тарелками в руках. «Это раздача еды беднякам» — «А кто это делает?» — «Богатые люди. Это их благотворительность. Они верят, что, если делать добро бедным людям, это зачтется в карму».

Потом мы увидели стены Красного Форта, но внутрь не попали, т.к. по понедельникам он закрыт. Увидели Ворота Индии, построенные в честь обретения независимости 15 августа 1947 года. Проехали мимо правительственного квартала, где все здания построены на европейский манер. Интересное наблюдение — в обеденный перерыв сотрудники этих зданий выходят на улицу и отдыхают на траве. Потом заехали в Радж Гхат – мемориальный парк, где находится место кремации Махатмы Ганди. Я почему-то думала, что этот добрый человек умер от старости, но он был убит… И последующие правители Индии – Джевахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, а затем ее сын Раджив – тоже были убиты своими политическими противниками. Вообще, история Индии ХХ века полна трагизма и больших событий. Перед поездкой я немного погрузилась в тему, а после посещения этих мест захотелось узнать еще больше.

delhi (26)
delhi (27)
delhi (35) delhi (38)
delhi (39)
delhi (40)

ГРОБНИЦА ХУМАЮНА

Затем мы посетили Гробницу Хумаюна. Интересна семейная история этого правителя. Хумаюн был очень миролюбивым, не хотел воевать, а все больше любил читать книги. И однажды упал с лестницы в своей библиотеке и умер, не дожив до 50 лет. Его старшая жена, персиянка, с которой они не имели детей, совершила паломничество в Мекку и, вернувшись, возвела в честь любимого мужа этот мавзолей. В нем же потом похоронили и обеих жен, и троих незамужних дочерей от второй жены. Дочери его не вышли замуж, потому что они не могли кланяться в ноги мужчинам (как принято было в знак уважения к мужу) — это ниже их царского достоинства. У Хумаюна был еще сын – великий правитель Акбар, чей сын (то есть внук Хумаюна) через много лет построил знаменитый дворец Тадж-Махал в знак огромной любви к своей жене. А  эта гробница стала прототипом дворца. Вот такие истории любви.

delhi (30)
delhi (31)
delhi (29) delhi (34)
delhi (33)

КУТБ-МИНАР

Закончили мы день в историческом комплексе Кутб-Минар. То ли предзакатный свет, то ли насыщенный вкусный запах глинистой оранжевой земли, которую поливал садовник, то ли аура этого места, то ли все это вместе произвело на меня такой умиротворяющий эффект, что не хотелось отсюда уходить. Хотелось бродить в этих колоннах и развалинах, сидеть на камне и внимать…

delhi (44)

delhi (43)
delhi (41) delhi (45)
delhi (1) delhi (42)
delhi (47)
delhi (46)
delhi (2)

Наш день в Дели закончился с закатом, часов в пять вечера. Мы пошли спать, потому что ночью предстояло улетать дальше, на юг. О дальнейшем путешествии расскажу в следующих постах.

В заключении хочу сказать, что для поверхностного знакомства с Дели вполне достаточного одного дня. Это при условии, что есть гид или проводник по городу, желательно с машиной (а в пределах Старого Дели достаточно рикши или тук-тука), надо только заранее составить оптимальный маршрут. Передвижения на общественном транспорте займут намного больше времени (в Дели есть метро, но мы не рискнули в него спускаться).

П.С. Когда ложилась спать на чистую мягкую постель в отеле, думала про тех людей, что за моим окном спят на асфальте, с крысами. Как устроен мир… Но ведь их миллионы. И я не могу решить эту проблему. Почему так устроено на свете? Я не знаю ответа. Знаю только, что для каждого человека его жизнь – драгоценный дар. И каждый хочет жить и хочет счастья – и тот, кто спит под крышей своего дома, и тот, кто под звездным небом…